Кормление сухими кормами

Перейти вниз

Кормление сухими кормами

Сообщение автор Maximus в Сб Окт 20, 2018 11:49 am

17 мая 2018 года на территории Школы состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе», в которой приняли участие представители кинологических подразделений МВД, МЧС, ФСИН, ПУ ФСБ, ФС ВНГ России, Южной оперативной таможни, ведомственной охраны железнодорожного транспорта, ПАО «Аэрофлот», образовательных организаций: Уфимской школы по подготовке специалистов-кинологов МВД России, Ростовского юридического института МВД России, Донского государственного аграрного университета, Южного федерального университета, Донского государственного технического университета, Владимирского аграрного колледжа, координатор группы волонтеров-кинологов поисково-спасательной службы юга России, представители «Роял Канин», «Хиллс Пет Нутришн», «Пурина», ООО «ПК Реквизит», ЗАО «Геленджикский дельфинарий», сотрудники и слушатели школы и филиала, представители Министерства внутренних дел Республики Беларусь. На конференции также рассматривались вопросы кормления и закупки сухих полнорационных кормов для служебных собак в соответствии с действующими нормативными актами. Один из докладов специалиста по работе со служебными и спортивными собаками «Royal Canin – Россия».
         
С 2013 года закупка кормов для служебных собак проводится согласно 44 ФЗ. Большинство силовых структур производит эти закупки с дополнительными ограничениями оборнозаказа.  Регуляция закупок направлена на то, чтобы государственные заказчики имели лучший выбор по минимальной цене, однако все больше заказчиков не довольны результатами завершенных торгов. Приобретенный корм плохо поедается собаками, вызывает различные патологические реакции, как немедленные, так и отсроченные. Собаки теряют рабочие качества и здоровье.  В свете сегодняшней ситуации на рынке кормов для непродуктивных животных, а в частности для собак и системы государственных закупок хочется обсудить вопросы качественной оценки рациона служебной собаки.
Почему ситуация не имеет тенденции к улучшению. Этому есть несколько причин. Попробуем разобрать основные.
1. Осуществление закупки проводится людьми, которые не отвечают за состояние собак и не имеющими никакого отношения к выполнению служебных задач, стоящих перед кинологической службой. Сотрудники тыловых служб и юридических отделов, отвечающие за закупку корма для служебных животных не являются специалистами в кормлении собак и редко прислушиваются к пожеланиям специалистов-кинологов и даже ветеринарных врачей питомников. Их главной задачей является создание технического задания, которое не может повлечь за собой осложнения с проверками различного уровня (ФАС, КРУ и любые другие аудиты). По этому техническое задание составляют не на основании потребности животного, а с минимальными требованиями, указанными в том, что считается нормативным актом и государственным стандартом. Так как Технический регламент на корма для непродуктивных животных не утвержден, опираются на добровольный  ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия». Соответствовать подобным требованиям не сложно. При этом не принимается во внимание ни то, что соответствие ГОСТу является добровольным, ни то, что официально указанный ГОСТ распространяется на продукты под кодом ОКП 929619  -«Комбикорма для прочих видов животных», тогда как существуют полнорационные продукты для собак и кошек под иными кодами. Важно знать и то, что в ГОСТе, а главное,  более важном документе - «Ветеринарно-санитарных нормах и требованиях к качеству кормов для непродуктивных животных», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 15.07.1997  N 13-7-2/1010 (с изменениями № 13-5-2/1600 от 06.05.1999 г.) указаны минимальные значения для поддержания жизнедеятельности организма и совершенно не учитывают потребности рабочей собаки.  Соответствие этим минимальным нормам позволяет считать корм полнорационным. Так как корма для непродуктивных животных относятся к группе товаров с обязательным декларированием, то наличие декларации о соответствии является подтверждением того, что указанный продукт отвечает требованиям документа «Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 15.07.1997  N 13-7-2/1010 (с изменениями № 13-5-2/1600 от 06.05.1999 г.). Декларация о соответствии является одним из обязательных документов при поставке кормов. Данный документ выдается на основании протоколов испытаний органом по сертификации и декларированию. И обязательно содержит информацию о полном название корма, на который (которые) распространяется действие документа.
2. Второй причиной неудовлетворительных результатов является невозможность правильно оценить качество корма. Техническое задание строится на описании количественного состава. Откуда берутся цифры?  Снова мы возвращаемся к требованиям ГОСТа и Вет.Сан норм.

44ФЗ в п.33 обязует заказчика описывать объект закупки с опорой на предусмотреные технический регламент, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,(не принят на корма для непродуктивных животных, принят на упаковку кормов для непродуктивных животных); документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, (ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», добровольный, распространяется на продукты код ОКП 929619 ) иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (соответствие «Ветеринарно-санитарные нормы и требованиях к качеству кормов для непродуктивных животных», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 15.07.1997  N 13-7-2/1010 (с изменениями № 13-5-2/1600 от 06.05.1999 г.). Т.е. единственный документ – последний. И соответствие ему подтверждается документом «Декларация о соответствии».
Далее закон сообщает, что» если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей.»  На основании этого можно говорить о том, что показатели корма в описании объекта закупки не должны слепо соответствовать требованиям  вет-сан норм, а могут иметь и иные значения не противоречащие нормам.
Например: В ГОСТе определены показатели белка и жира для поддержания жизнедеятельности собаки. Белок не менее 18% и жир не менее 5%. Эти показатели могут быть достаточными для взрослой малоактивной собаки средних размеров, живущей в квартире. Но собаки силовых ведомств круглогодично содержатся в вольерах, выполняют служебные задачи, связанные с высоким расходом энергии, подвергаются воздействию различных стрессовых факторов. Следовательно нуждаются в усиленном питании. Специалисты Ростовской школы по подготовке специалистов кинологов МВД России, совместно с учёными ДонГАУ провели несколько экспериментальных кормлений служебных собак и вывели закономерность между процентным соотношением питательных веществ и рабочими возможностями собаки. Что получило отражение в статьях, изданных в специализированных журналах и докладах на конференциях МВД.
Необходимо учитывать и то, что нормы кормления так же установлены и прописаны в ведомственных приказах. Суточная норма корма для собаки до 45 кг не должна превысить 600 грамм. Рассчитаем калорийность продукта, опираясь на показатели ГОСТа. Расчет калорийности проводится по формуле Атуотера, модифицированная формула Атуотера, учитывающая среднее количество клетчатки, показывает, что 18% белка и 5% жира дадут нам 105,5 ккал на 100грамм корма. Но энергия в организм поступает так же и из углеводов. Сколько углеводов будет содержаться в таком продукте?
В приказе о обеспечении питанием служебных животных написано, что корм должен иметь минимум 340 ккал\100грамм. Значит оставшиеся минимум 234,5 ккал нам необходимо получить из углеводов. 1г углеводов =3,4 ккал. Нам необходимо 67 грамм. Или 67%. Получается, что основой данного корма будет углевод, который не достаточно хорошо переваривается у всех псовых и особенно у собаки с высокими нагрузками. По своей природе собака является хищником и в ее рационе не должны преобладать углеводы. . Т.к. 100% состава любого корма это % белка, % жира, % углеводов, % влаги, % минеральных веществ (золы) и % клетчатки получается, что оставшиеся 10% (или 10 грамм) должны включить и влагу и  минеральные вещества и клетчатку. При этом, согласно требованиям влаги может быть не более 14%, золы не более 11%, а клетчатки не более 5,8. Теоретически и даже практически можно сделать подобный продукт, но он будет крайне далек от обеспечения собаки необходимыми питательными веществами. Животное, получающее подобный рацион будет иметь серьезные проблемы с усвояемостью корма (риски диареи),  минерализацией скелета (риск травм), нарушением кожи и шерсти (зуд, нерегулируемая линька, тусклая, ломкая шерсть). Подобное кормление достаточно быстро придет к анемии и снижению мышечной массы из-за недостаток белка, минералов и витаминов. Кроме печальных внешних данных (унылая, худая, с тусклой шерстью, линяющая собака, которая постоянно портит воздух, почесывается и прихрамывает) мы получим быстрое и, часто, невосстановимое в дальнейшем, снижение рабочих качеств. Ведь нюх это работа целого комплекса составляющих, связанных с физической формой, общей заинтересованностью и биохимических изменениях в организме.
Вернемся к цифрам. Мы  понимаем, что 5% жира и 18% белка недостаточно для собаки,  при повышении процентов белка и жира мы повышаем общую калорийность корма, снижаем количество мало усвояемых углеводов, что позволяет привести состав к потребностям служебной собаки. При этом продукт остается в соответствии с рекомендованными нормами. Ведь 20-22% жира не противоречат определению «не менее 5%». Так же как и 28-32% белка не противоречат требованию «не менее 18%». А вот количество углеводов, не предусмотренное в нормативных документах, но прямо влияющее на усвояемость корма в ТЗ будет правильным определить в диапазонек «не более Х%». И величина Х зависит от нагрузки, которую выполняют собаки. Чем нагрузка выше (горные условия, вибрация, холод, жара активная работ, тренировки и обучение) тем ниже должно быть содержание углеводов. И эти данные, хоть и не находятся в нормативных документах (приказах и законах), но известны ветеринарным специалистам, работающим со служебными и спортивными собаками и, наверняка отображены в их конспектах по организации кормления непродуктивных животных.
Большой проблемой является и то, что далеко не все параметры, указанные в ТЗ и заявленные в конкурсной документации возможно подтвердить. Вопрос качественного состава  куда более сложный. Сегодня даже работа собаки на соревновании не может быть достоверно оценена только исходя из количества штрафных баллов. Все чаще мы говорим о качественной оценке. Так же невозможно говорить и о процентах содержания питательных веществ в корме. Ведь цифры содержания не показывают усвояемость. Есть старая шутка, что корм, который будет соответствовать всем требованиям, можно сделать из старых кожаных ремней, машинного масла и опилок. Он будет содержать белки, жиры и углеводы. И, что очень неприятно, исследование такого продукта в лаборатории подтвердит его «качество» т.е. количественное соответствие.
Для справки. Определение протеина производится по методу Кьельдаля, это единственный общепризнанный арбитражный метод определения белка по содержанию общего азота. Для перевода в «сырой протеин» найденное количество общего азота просто умножают на коэффициент 6,25. При этом не учитывается ни количество необходимых аминокислот, не усвояемость данного сырого протеина. Это позволяет производителям сомнительных рационов, активно участвующих в торгах и поставляющих свой корм служебным собакам, использовать источники белка низкой усвояемости. Например перьевая мука высокобелковый продукт с минимальной усвояемостью у псовых. То же можно сказать и о жирах, углеводных составляющих корма, не говоря уж о качественных витаминно-минеральных комплексах. Таким образом количество соответствует, а качество совершенно не выдерживает критики.  
Некоторые полезные для собак добавки совершенно невозможно проверить в лаборатории или исследования очень дороги и недоступны заказчикам.
Так же невозможно оценить насколько долго корм будет сохранять свои потребительские свойства. Средний срок годности кормов – 12 мес. И напрямую зависит от сырья, технологии производства, антиоксидантных комплексов и упаковки.

Низкокачественный корм с низкой усвояемостью, корм, испортившийся в процессе хранения может иметь как мгновенные последствия использования – диарея, рвота, резкий зуд, аллергические реакции различного типа, так и приводить к отсроченным проблемам – снижение иммунитета и общей резистентности, развитие хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, включая и нарушения поджелудочной железы и печени,  заболевания мочевыводящей системы (МКБ, заболевания почек), раннее старение и падение рабочих качеств.
Сегодня все корма можно разделить на:
1. Корма произведенные кустарным способом на «предприятии» в арендованных ангарах, с дешёвыми китайскими экструдерами или грануляторами и неизвестными поставщиками сырья (мясные составляющие, жиры, растительное сырье, витаминно-минеральные премиксы и т.д) . У таких производителей нет своих лабораторий, нет входного контроля сырья, нет стабильности производства. Часто нет даже названия или стабильной формулы у одноименных продуктов. Корм изготавливается исходя из требования ТЗ. С такими производителями не нужно иметь дела.
2. Продукты, которые изготавливаются на промышленных предприятиях. В свою очередь это или комбикормовый завод общего профиля, которому заказывается определенная формула или специализированная фабрика по производству кормов для собак и кошек.
Современные комбикормовые заводы оборудованы качественными линиями производства. На них есть лаборатория и отличные технологи, которые из имеющегося здесь и сейчас сырья смогут изготовить продукт с почти любыми заданными параметрами. Но! Они не отвечают за формулу, не гарантируют усвояемость у животных определенного вида, не обещают стабильности формулы от партии к партии т.к. корм собирается из сырья, которое в данным момент в наличии. Тем более, что часто есть ограничения во времени. 20 дней от определения поставщика до подписания контракта до поставки. Количественный состав учтен. Качество не гарантированно. Не стоит закупать подобные продукты ведь обратиться с претензией будет не к кому. Завод не отвечает за того, кто заказал изготовление.  Заказчик (он же поставщик конкурсного продукта) может исчезнуть после выполнения поставки.
Специализированные заводы по производству кормов для собак обычно принадлежат крупной компании, имеющей свои исследовательские центры, внимательно следящей за сырьем и поставщиками сырья, контролирующими свои продукты до конца срока годности. Здесь не может быть изготовлен корм под определенный конкурс. Формула рассчитана и соответствует потребностям животных. Только такие корма и стоит использовать для кормления служебных животных, выполняющих сложные задачи по защите порядка и безопасности страны.

Для справки.
С начала 2018 года в РФ проведено более 500 конкурсов на определение поставщика корма для собак государственных заказчиков.
Общая сумма начально-максимальной цены закупок составила примерно 600 000 000 руб.
Цена среднего конкурса – 1 000 000 руб.
Среднее снижение цены – 12,1%
Максимальное снижение цены - 68%  )http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0358100010018000089)
Государство тратит большие деньги на поддержание рабочих функций собаки. Считаю, что для улучшения ситуации с закупками и обеспечении служебных животных кормом, который необходим для их работы нужно предпринять следующее.
1. Провести разъяснения среди сотрудников отдела закупки. Обосновать необходимые требования к качеству и потребительским свойствам корма, его упаковки, графикам поставки и т.п. Или обязать нести ответственность за состояние и рабочую форму служебных собак при закупке продукта с низкими показателями.
2. Провести обучение у сотрудников контрольно-ревизионных органов, проводящих проверку закупочной документации и результатов закупки на местах
3. Перед закупкой, особенно крупных партий корма, проводить аудит производства и поставщика. И, возможно, выйти с инициативой на утверждение списка рекомендованных производителей, работающих на территории РФ. (Все предприятия импортирующие корм в нашу страну проходят аудит перед внесением в реестр разрешенной для ввоза продукции)

Maximus

Сообщения : 5
Дата регистрации : 2017-08-07

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения